О, все происходит очень быстро. Еще пять минут назад гибриды были для дураков, которые считают, что если ты едешь на машине с двумя моторами, ты сохраняешь мировые ресурсы. А электромобили были для полных идиотов.
Нет, ну правда. Однажды я устроил краш-тест G-Wiz со столом. И стол получил больше звездочек! Какой смысл ездить на машине, которая делает мир лучше, если тебя в этом мире может не оказаться?
Но то было раньше. А теперь все иначе. Два лучших суперкара, которые когда-либо выпускал автопром, – это гибриды. BMW i8 заставляет любого пилота обмереть от восторга, а на фронте электромобилей мы одним махом шагнули от G-Wiz до i3. Это как если бы братья Райт приземлились на Китти-Хок и сказали друг другу: “Ну ладно, это работает. Давай теперь строить F-14”.
Старый добрый ДВС списали в запас с умопомрачительной скоростью. И тот, кто оплакивает его уход, напоминает мне Нила Янга, стонущего, что винила больше нет и что цифра не дает той сочности звука. Может, это и правда, но зато на iPod не поцарапаешь дорожки.
Удобство – вот что прикончило винил. И оно же месяц спустя приговорило к смерти CD. Потому что стоит только появиться идее получше, она приживается с невероятной скоростью. Только что ты выходил позвонить к аппарату в прихожую. А потом раз – и никуда ходить уже не надо. Телефон у тебя в кармане или на запястье.
Только что ты стучал на печатной машинке, и вдруг раз – перед тобой ноутбук. Опускал письма в ящик – а теперь отправляешь электронные. Записывал серию “Аббатства Даунтон” на видеокассету (допустим, перепутал кнопки) – а теперь у тебя Sky+.
С такими вещами никогда не замечаешь, как происходит переход. Мир не сидит годами, грызя шариковую ручку и размышляя, что лучше. Буквально вчера ты еще курил сигареты. А теперь не куришь. Ходил в библиотеку? Вместо нее теперь Интернет.
Так происходит и с автомобилями. Сколько нужно времени, чтобы выбрать между Porsche 911 и BMW i8? Ты узнаешь, что один из них ест четырнадцать литров на сто км. А другой – два литра. И уже знаешь, что брать. Если ты в своем уме.
Причем не будем забывать, что i8 – быстрый гибрид первого поколения. Это эквивалент первых мобильных телефонов и компьютеров с зеленым экраном. Если все продолжит меняться с той же скоростью, представьте, какими замечательными будут гибриды через пять лет!
Представьте, сколько еще всякого, помимо мотора, будет работать на электричестве. Электричество уже помогает рулить, находить кратчайший путь и не врезаться в бампер другого автомобиля. Помогает не урулить с полосы, пока набираешь SMS, включает фары, когда темнеет, и двигает сиденья.
И не только в дорогих автомобилях. Все это сейчас происходит и на обычных хэтчбеках. У меня на тесте Audi S1, так вот: там этих электропримочек – непролазные джунгли.
И тем не менее... На нем стоит механическая коробка. Как и на новом Corvette, на котором я недавно ездил. И на разных Aston тоже.
Не странно ли это? Мы живем в мире, где автопром может делать автомобили, которые не попадают в аварии и едят 2 л/100 км. И все же на них до сих пор ставят механические коробки. Это как зажигать свечу, направляясь в туалет в квартире с “умным” светом.
Признаю, что негодую и грязно ругаюсь, когда передача, которую я выбрал подрулевым переключателем, не включается. Я, конечно, знаю, почему она не включается. Потому что если на скорости 110 км/ч воткнуть вторую, можно взорвать мотор к чертям. Но это мой мотор! И если я хочу его взорвать, с какой стати мне мешает какая-то электронная нянька?
Механика лучше подходит для отрыва на треке. Ты управляешь автомобилем, у тебя больше власти. Но в остальных случаях автомобиль с механикой – это телевизор без пульта. Ужасно раздражает! Взять, к примеру, скорость. Когда-то давно мы с Хаммондом устроили дрэг-рейсинг (с разрешения полиции, конечно, дорогая Daily Mail) на румынском шоссе. Он – на Ferrari California с коробкой с двумя сцеплениями и подрулевыми “ушами”, а я – на Aston Martin DBS с механикой. Оба автомобиля разгонялись одинаково резво. Но, переключая передачу, я отставал на три метра. А он переключался без потерь. А я – нет, физически не мог.
Дальше – поток машин. Торчать в ползучей пробке вообще неприятно, но когда я в автомобиле с механикой, мне хочется выскочить и убить себя. Непрерывно выжимать-отпускать сцепление – занятие тоскливое и мучительное. Как упражнения в спортзале: если человек в своем уме, его туда калачом не заманишь.
Сельские дороги? Улицы? Парковки? Мне в голову не приходит, где в реальном мире механика будет лучше, чем современная роботизированная коробка с “ушами” или плавно переключающийся автомат. И все же в автомобилях подешевле никто не хочет ничего менять.
Отчасти причина в деньгах. Коробка с двумя сцеплениями – дорогая история. Но и впрыск тоже дорогой. А ведь никто сейчас не выпускает машины с двухкамерным карбюратором Weber, потому что так дешевле.
Ушастые коробки, когда только появились, были ужасны. Они запинались и зависали, а парковка на горке была сугубым мучением. Но теперь они переключаются гладко, есть режим “ползком” – они замечательные. Самое время распрощаться с механикой.
Я знаю, пуристы будут шмыгать носом и рыдать в платки. Но послушайте: хотя мы все теперь ездим на гибридах, которые умеют сами находить дорогу и цедят топливо, как викарий цедит чай на похоронах старушки, ничто не мешает людям ностальгировать и ездить на больших V8 с механикой и длинноволновым радио.
Лошадь сейчас тоже совершенно бесполезна. Ее даже съесть нельзя. Но каждые выходные в полях полно всадников, которые катаются верхом ради собственного удовольствия.
материалы с сайта www.topgearrussia.ru