Элита мирового автоспорта становится всё более дорогим и закрытым клубом. Борьба за экономию пришла даже в королевские гонки Формулы 1. С сезона 2014 установлены ограничения на потребление топлива — не более 100 килограммов за гонку и не более 100 килограммов в час. Плюс система рекуперации энергии. Опять же Формула Е с гоночными болидами на батарейках. Гоночный мир превращается в ресторан высокой кухни, где играет классическая музыка, а посетители во фраках пьют шампанское Кристалл от Луи Рёдерер и поглощают фуа-гра с лобстерами. Однако большое количество фанатов мотоспорта жаждут пива и гамбургеров, рёва моторов, столкновений, дрифта и пламени из выхлопных труб.
Ford Cortina 1967
В далёком 1967 году на гоночной трассе Лидден Хилл в графстве Кент была придумана асфальто-грунтовая дуэль, которая получила название ралли-кросс. Этот вид автоспорта создавался к часть британского телешоу в которое приглашали раллийных пилотов. Благодаря трансляциям BBC теле аудитория соревнований в Англии достигла 10 млн. зрителей. В этих гонках массово участвовали небогатые частные команды, но благодаря неописуемой атмосфере, столкновениям, жесткому контакту, силовой борьбе, опасным прыжкам и дрифту, ралли-кроссовые пилоты быстро набрали популярность и привлекли внимание болельщиков со всего мира. Гремучая смесь из гонок серийных и кузовных автомобилей, ралли и мотокросса сделали ралли-кросс одной из самых зрелищных дисциплин в мире автоспорта. Популярность ралли-кросса в Англии быстро была замечена в континентальной Европе и уже в 1971 году был открыт Eurocircuit, который стал первым в мире гоночным треком, который был специально спроектирован и построен исключительно для проведения ралли-кросса. На открытие трека в субботу 17 апреля 1971 года гонку выиграл Ян де Рой на знаменитом DAF 55 Coupé 4WD.
Rally-cross DAF 55
Ралли-кросс продолжал своё шествие по планете. С 1972 года стартовал чемпионат по ралли-кросс в Австралии. В Европе соревнования начали проводится в Германии, Бельгии, Австрии и Швейцарии, в скандинавских странах. В Финляндии соревнования получили название Jokamiesluokka (класс для каждого человека), в Норвегии Bilcross, в Дании Folkeræs (народные гонки), в Швеции Folkrace. В СССР с появлением первого действительно массового автомобиля Жигули соревнования по ралли-кроссу начали проводится регулярно. Начиная с 1973 года самой популярной стала гонка «Серебряная ладья» на трассе проложенной по отвалам грунта, вывезенного при строительстве АвтоВАЗа.
Серебряная ладья 1973 ВАЗ 2101
В 1986 году в мировой ралли-кросс перешли запрещённые в классическом ралли болиды группы Б. Эта группа была введена FISA в 1982 году. Group B стала самой мощной и технически продвинутой. Мощность вообще ни чем не ограничивалась, допускалась возможность выпускать «эволюционные версии» автомобилей, которые только внешне напоминали дорожные версии. При проектировании автомобилей было разрешено использовать современные высокотехнологичные материалы. Все это сделало группу B самой быстрой в истории ралли и привело к появлению полноприводных раллийных автомобилей с мощностью двигателя до 500 л.с. Вершиной совершенства стала появление в 1985 году легендарная AUDI Sport quattro S1 E2 на базе Audi 80
AUDI Sport quattro S1 E2 на базе Audi 80
Даже по сегодняшним меркам этот автомобиль поражает своим техническим совершенством.
AUDI S1 2016 vs AUDI S1 1985
Это позволило ралли набрать сумасшедшую популярность. Но после череды аварий, в том числе и со смертельным исходом, безбашенные автомобили из раллийной группы Б были запрещены в ралли и перешли в ралли-кросс. Однако до северо-американского континета ралли-кросс добрался только в 2010 году. Возможно это объясняется отсутствием подходящих автомобилей и школы по их постройке. Американская серия RallyCar Rallycross Championship дебютировала в рамках всемирных экстремальных игр X Games. Это событие объединяющие различные экстремальные виды спорта по мотоспорту, автоспорту, скейтбордингу, велосипеду (BMX) и др. Всё это время соревнования по ралли-кроссу в мире проходили в виде разрозненных чемпионатов. И вот в 2014 году произошло событие, которое кардинально изменило мир ралли-кросса. Под эгидой FIA — Fédération Internationale de l'Automobile произошло объединение самого массового европейского чемпионата European Rallycross Championship (Euro RX или ERX) проводящегося регулярно с 1973 года в Великобритании, Норвегии, Бельгии, Германии и Италии с различными этапами в других странах мира. В результате стартовал FIA World Rallycross Championship (World RX или WRX).
Mosters Girls
Благодаря одному из крупнейших мировых промоутеров IMG — International Management Group в гонку были привлечены сильные коммерческие спонсоры, такие как Monster Energy Drink, швейцарская элитная часовая марка Rebellion, один из крупнейших (7 место в мире) производитель шин Cooper Tire, мировой лидер в сегменте экшэн-камер iON, логистическая компания GAC (Gulf Agency Company), производитель инструментов шведская компания Teng Tools International, английский производитель одежды для автоспорта Performance Clothing. Была выпущена популярная компьютерная игра Dirt Rally на платформах PlayStation 4, Xbox One и PC. Вся эта поддержка позволила привлечь в чемпионат мировых звёзд автоспорта и вызвать интерес среди автопроизводителей — Audi, Citroën, Ford, Peugeot, Seat, VW. Победителем сезонов 2014 и 2015 годов стал Петтер Сольберг на Citroën DS3. При этом в гонках начали принимать участие чемпион BTCC Энди Джордан, чемпион DTM Матиаса Экстрем, чемпион GRC Тоомаса Хейккинен (Топи), чемпиона X-Games Лиам Доран, сверх популярный среди молодёжи и экстремальщиков Кен Блок, ведущий американского TopGear Таннер Фауст, легенда WRC Себастье́н Лёб, чемпион F1, Indy Car и победитель Indy 500 Жак Вильнев.
Шестого мая в Германии на гоночном треке Hockenheim Ring состоялся второй этап чемпионата мира по ралли кроссу FIA World Rally Cross. Эти зрелищные гонки традиционно посещает большое количество зрителей. Объясняется данный факт как составом гонщиков и технической подготовленностью команд, так зрелищностью и хорошей видимостью для зрителей. При этом соревнования очень массовые и включают в себя пять категорий автомобилей: Supercsr WRC, Super1600, Tourigcar, RX Lites и Supercar ERX).
В этом году в самом мощном и престижном классе Supercar WRC принимают участия:
MATTIAS EKSTRÖM (Маттиас Экстрем) AUDI S1 команда EKS Racing Team – пилот заводской команды Audi в чемпионате DTM, многократный победитель DTM.
MATTIAS EKSTRÖM (Маттиас Экстром)AUDI S1 EKS Racing Team
PETTER SOLBERG (Пе́ттер «Голливу́д» Со́льберг) CITRÖEN DS3 команда Petter Solberg World RX Team – многократный победитель чемпионата мира по ралли. Победитель World Rally Cross 2014 и 2015 года.
PETTER SOLBERG (Пе́ттер «Голливу́д» Со́льберг)CITRÖEN DS3 команда Petter Solberg World RX Team
SÉBASTIEN LOEB (Себастье́н Лёб) PEUGEOT 208 WRX команда Peugeot Hansen - самый титулованный раллист за всю историю, девятикратный чемпион мира по ралли. Обладатель рекордов по количеству побед, очков, выигранных спецучастков и подиумов в WRC
SÉBASTIEN LOEB (Себастье́н Лёб)
PEUGEOT 208 WRX команда Peugeot Hansen
JOHAN KRISTOFFERSSON (Йохан Кристофферссон) VOLKSWAGEN POLO R команда Volkswagen RX Sweden – победитель Superstars International Series, прошлогодний призёр World Rally Cross.
JOHAN KRISTOFFERSSON (Йохан Кристофферссон)VOLKSWAGEN POLO R команда Volkswagen RX Sweden
TOOMAS HEIKKINEN (Тоомас Хайкинен) AUDI S1 команда EKS Racing Team – второе место в World Rally Cross в 2014 году.
TOOMAS HEIKKINEN (Тоомас Хайкинен)AUDI S1 команда EKS Racing Team
ROBIN LARSSON (Робин Ларссон) Audi A1 команда Larsson Jernberg Motorsport – первое место в World Rally Cross в 2014 году в категории Supercar.
ROBIN LARSSON (Робин Ларссон)Audi A1 команда Larsson Jernberg Motorsport
KEVIN ERIKSSON (Кевин Эрикссон) FORD FIESTA ST команда Olsbergs MSE – первое место в 2016 году в RallyX on Ice, второе место в World Rally Cross в 2015 году в категории RX Lites.
KEVIN ERIKSSON (Кевин Эрикссон)FORD FIESTA ST команда Olsbergs MSE
ANDREAS BAKKERUD (Андреас Баккеруд) FORD FOCUS RSRX команда Hoonigan Racing Division – первое место в 2011 и 2012 годах в World Rally Cross в категории Super1600.
ANDREAS BAKKERUD (Андреас Баккеруд)
FORD FOCUS RSRX команда Hoonigan Racing Division
KEN BLOCK (Кен Блок) FORD FOCUS RSRX команда Hoonigan Racing Division. Известнейший американский гонщик, шоумен, основатель компании DC, неоднократный победитель этапов WRC, Rally America, Global RallyCross, X Game, Sno*Drift Rally. Его ролики по пилотированию автомобиля в стиле Джимхана собрали на YouTube более 100 млн. просмотров.
KEN BLOCK (Кен Блок)FORD FOCUS RSRX команда Hoonigan Racing Division
DAVY JEANNEY (Дави Джанней) PEUGEOT 208 WRX команда Peugeot Hansen. Пятое место в World Rally Cross в 2014 году
DAVY JEANNEY (Дави Джанней)PEUGEOT 208 WRX команда Peugeot Hansen
JANIS BAUMANIS (Джанис Бауманис) FORD FIESTA ST команда World RX Team Austria. Дебютант 2015 года в World Rally Cros.
FORD FIESTA STFORD FIESTA ST команда World RX Team Austria
Гоночная серия World Rally Cross в настоящее время состоит из 12 двухдневных гонок которые проходят на замкнутых треках со смешанной поверхностью ( в основном асфальт и гравий) по кольцевому принципу. Допускается контакт автомобилей между собой, дрифт и прыжки. Каждая гонка состоит из четырёх отборочных квалификаций и двух полуфиналов. Во время гонки каждый пилот обязан один раз за гонку проехать удлинённый Джокер-круг. Многие гонщики проходят его сразу после старта, другие выжидают подходящего момента, чтобы оторваться от конкурентов и заехать на Джокер ближе к финишу.
Это добавляет гонкам непредсказуемости, и заставляет гонщиков разрабатывать стратегию. Первые три пилота из каждого полуфинала выходят в финал. Шесть заряженных монстров под 600 л.с. расскручивают моторы на старте до максимальных оборотов, из выхлопных труб извергаются пламя и невероятный шум. Болиды стартуют с места с огромной скоростью, набирая 100 км/ч за 1.9 секунды. Это быстрее болидов Формулы-1. Победитель финала считается победителем всей гонки.
На этапах чемпионата мира по ралли кроссу FIA World Rally Cross на гоночном треке Hockenheim Ring в швед Маттиас Экстрем отмечал победу вместе со своим коллегой по команде Тоомасом Хайккененом. Почти 80 тысяч зрителей пришли посмотреть на битву титанов. Техническим партнером команды ERS с болидами Audi S1 немецкий производитель смазочных материалов для автоспорта и тяжёлых условий эксплуатации компания RAVENOL. Техническое партнерство с командой EKS в чемпионате мира по ралли кроссу FIA World Championship - это логичное дополнение к сотрудничеству с Audi в мотоспорте, а именно с Audi Sport TT Cuр и Audi R8 LMS команды Phoenix Racing в чемпионатах ADAC GT Masters и VLN.
Audi S1 EKS RX quattro оснащены турбированным двигателем 2 л, 560 л.с., в котором используется моторное масло RAVENOL RRS 5W-50. Именно этот продукт был выбран для применения инженерами компании после длительных тестов. Благодаря специальной рецептуре масла на основе сложных эфиров и полиальфаолефинов, оно обеспечивает стабильную вязкость, хорошие детергентные и диспергирующие свойства. В 6-ти ступенчатых коробках передач применяется RAVENOL Racing Gearoil. При длительных нагрузках, которым подвергаются двигатели в гоночном спорте, используются антифриз для систем охлаждения RAVENOL LGC-Protect C13 Concentrate, который надежно защищает от перегрева и в то же время гарантирует защиту от коррозии и замерзания при низких температурах. Данный продукт является концентратом на основе моноэтиленгликоля (1.2-Ethandiol) с добавлением 20% глицерина.
Гоночная версия "малолитражного автомобиля" из Ингольштадта с разгоном за 1,9 секунды с 0 до 100 км/ч - впечатляющая картина в зеркале заднего вида на трассе. После ошеломительного успеха в Hockenheim, харизматический швед надеется повторить успех в сезоне RX.
Подробнее: EKS Team, календарь событий, видео финала гонки
0 комментариев