В начале 20 годов прошлого века, на фоне всеобщего увлечения мотоциклами, в окрестностях небольшого бельгийском городка Мэтэ (Mettet), начали проходить любительские мотоциклетные гонки, которые по началу вызывали крайнее раздражение местных жителей. Кому понравиться грохот и дым под окнами своего дома. Гонки проходили на небольшом поле прямо за городом, но лихие гонщики в азарте проносились и по улочкам городка. Такой своеобразный прототип стрит-рейсинга. Однако городской совет быстро смекнул, что подобные мероприятия это не только шум, но и неплохое пополнении казны. После недолгого обсуждения было решено официально выделить участок городской земли и оборудовать его для приёма моторизированных гостей. В итоге в 1928 году состоялась первая официальная гонка, получившая название региона, в котором расположен городок Grand Prix Entre Sambre et Meuse. "Entre" по-французски означает «между» реки Meuse и её крупнейшего притока Sambre. В первой гонке победил бельгиец Альбер Бреслау на 350 кубовом английском AJS M6.
AJS M6
Вскоре гонка была переименована в Grand Prix of Mettet и явллялась знаковым европейским событием вплоть до второй Мировой Войны. Но уже в 1946 году успешно прошла послевоенное Гран-При. Однако в 1947 году международная мотоциклетная организация FIM приняла решение, что каждая европейская страна может принимать только одно соревнования мирового первенства уровня Grand Prix и бельгийский этап был закреплён за Спа-Франкоршам. Гоночный трек в Мэтэ получил новое название Circuit de l'entre Sambre et Meuse а проводимые на нём соревнования в Grand Trophy. В 1950 и 1951 года на треке проводились этапы чемпионата Формула 2. В это время в ней доминировали Simca Gordini Type 15 и HWM Formula Two car.
Simca Gordini Type 15
HWM Formula Two
Трек оставался популярным среди мотогонщиков. В 1958 году Гранд Трофи выиграл легендарный английский мото и автогонщик Джон Сёртиз, которые более 100 раз стартовал в королевских гонках Формулы 1, выиграл 24 подиума и стал чемпионом 1964 года. В семидесятые годы проводились тысяча километровые мотоциклетные гонки на выносливость, которые четыре раза выигрывал знаменитый дуэт Жан-Клод Шемарин
Кристиан Леон на литровом Honda RCB.
Жан-Клод Шемарин
Кристиан Леон
Honda RCB
В восьмидесятые, девяностые и нулевые годы трек растерял свою популярность и использовался в основном для тренировок и различных незначительных региональных мото состязаний, а в 2006 году и вовсе был закрыт по техническим причинам. Но наша история на этом не заканчивается. В 2009 была произведена полная реконструкция кольца. Общая длина трассы составила 2280 метров при ширине 12 метров. Трек имеет три правых и семь левых поворотов. 12 марта 2010 года трасса была открыта под новым официальным названием Circuit Jules Tacheny, но в спортивной среде по прежнему его называют Circuit de Mettet. Он стал третьим постоянно действующим бельгийским треком после Спа-Франкоршам и Зольдер. В основном трасса использовалась для тренировок и различных мотоциклетных соревнований.
Circuit de Mettet 2010
Весь этот исторический экскурс подвёл нас к главному событию. В 2013 году промоутеры чемпионата мира по ралли-кроссу обратили внимание на вновь отстроенную трассу. Она идеально подходила по формату к проведению этапа WRX. 12-13 July 2014 произошло знаменательное событие – трек принял соревнования мирового уровня, 6 этап серии WRX. Победу отпраздновал фин Тоомас Хайккинен (Toomas Heikkinen) на Volkswagen Polo R WRX. Этап получился очень зрелищным и интересным, что позволило Circuit de Mettet получить право регулярного проведения этапов мировой серии WRX. В 2015 году Тоомас Хайккинен снова завоевал первое место, причём конкуренцию ему составляли такие звёзды, как Петер Солберг и Маттиас Экстре́м.
В этом году гоночная трасса 14–15 мая принимала третий этап мировой серии по ралли-кроссу WRX. Для большей массовости и зрелищности в рамках третьего этапа WRX проводились так же гонки в классах Supercar ERX, TOURING и RX Lites. В основном классе Supercar WRX заявились девятнадцать спортсменов. Россиянин Тимур Тимерзянов, заявленный в составе австрийской команде World RX Team Austria на Ford Fiesta ST RX, стартовал под номером 7.
Тимур Тимерзянов
В свободных заездах лучшее время на круге 0:39.949 показал швед Йохан Кристофферссон на Volkswagen Polo R WRX. Второе время, с отставанием чуть меньше трёх сотых секунды 0:39.977, у его соотечественника Маттиаса Экстре́ма на AUDI S1. Третий результат 0:40.128 у Себастье́на Лёба на Peugeot 208 RX.
Ожесточённая борьба между лидерами чемпионата развернулся уже в первой квалификации Q1 – первый Себастье́н Лёб, второй Маттиас Экстре́м, третий Пе́ттер «Голливу́д» Со́льберг. Причём разница между Себастье́н и Маттиасом всего в две сотых секунды! Но тем и интересен для зрителей ралли-кросс, что события в нём происходят быстро и меняются не предсказуемо. Во второй квалификации Q2 первым был уже Маттиас Экстре́м, а наш Тимур Тимерзянов занял второе место на целых две секунды опередив прошлогоднего призёра WRX шведа Йохан Кристофферссон. По результатам первого дня пятёрка лидеров выглядела следующим образом:
Результаты квалификаций Q1 и Q2
Второй день соревнований начался для россиянина Тимур Тимерзянов с лучшего времени прохождения круга 0:39.173. Тимур улучшил своё время почти на 2,5 секунды и проехал быстрее, чем лучшее абсолютное время предыдущего дня в свободных заездах! В Q3 у Тимура собралась очень серьёзная команда соперников:
Квалификация Q3 заезд 3
Лучших всех в этом заезде стартовал Пе́ттер Со́льберг, но в первый поворот оптимальнее всех прошёл Маттиас Экстре́м. Походу гонки Маттиас укреплял своё преимущество. Его стратегия заключалась в прохождении Джокер круга перед самым финишем. И его первое место подтвердило правильность этого выбора. При этом Маттиас показало лучше время на круге 0:38.771. Тимур на третьем круге как-то неудачно зашёл на Джокер и после него, к сожалению, не смог завершить гонку. Возникли проблемы с передней подвеской. Однако даже пятое место в Q3 сохраняла для Тимура выход в полуфинал, при условии хорошего выступления в Q4. В четвёртой квалификации фортуна встала на сторону Тимура. Во первых в его заезде стартовало всего 4 автомобиля, что давала больше простора в русле гонки. Тимуру предстояло побиться за выход в полуфинал с двумя представителями Hoonigan Racing на автомобилях Ford Focus RS Андреасом Баккерудом и Кеном Блоком, а так же с чемпион американского Global RallyCross Championship Лайм Дораном на MINI RX.
Квалификация Q4 заезд 1
В первом же повороте Лайм теряет правый привод, его разворачивает и он сходит с дистанции. Лидерство после старта захватил Андреас, наш Тимур Тимерзянов второй с приличным отрывом от Кена Блока. Но на втором круге Тимур решил зайти на Джокер, видимо считая, что большой отрыв от Кена, даст ему возможность и после Джокера сохранить второе место. Однако на выходе Тимур встретился с Кеном почти параллельно проигрывая тому лишь полкорпуса и американский гонщик пользуясь своим преимуществом начал выдавливать Тимура на обочину и, видимо, это помешало россиянину успеть выбрать правильную траекторию перед следующим поворотом. В результате его Ford остановился перед отбойной стенкой чудом избежав сильного удара. Эта ошибка не позволила Тимуру побороться за второе место. В итоге у него третье место в этом заезде. Однако успешное выступление в первый квалификационный день позволило российскому спортсмену впервые в этом году пробиться в полуфинал. Лучший результат показал пилот AUDI S1 швед Маттиас Экстре́м и это не смотря на откровенно провальное выступление в Q4. Двенадцать лучших гонщиков по итогам всех квалификационных заездов.
WRX 2016 Mettet результаты квалификаций
Стартовая решётка полуфиналов, которая формируется на основании результата каждого спортсмена в квалификациях, позволила стартовать Тимуру только с третьей линии.
На старте полуфинала Тимур допустил досадный фальстарт и был пенализирован на один дополнительный Джокер. Этот факт не позволил Тимуру пробиться в финальную шестёрку и по итогам полуфинала он стал четвёртым. А победителем этого заезда стал Маттиас Экстре́м, который захватил лидерство после старта и сумел его удержать до финиша. Второй девятикратный чемпион мира по классическому ралли Себастье́н Лёб и третий бельгиец Франсуа Дюваль.
Во втором полуфинале нервы у гонщиков были напряжены до предела, что вылилось в целых два фальстарта. По штрафному Джокеру заработали Тимми Хансен на PEUGEOT 208 WRX и Рейнис Нитиш на SEAT IBIZA RX. Петер Сольберг выиграл старт и двухкратный чемпион WRX грамотно довёл своё преимущества до логического завершения. Второй Йохан Кристофферссон на VW Polo R. Третий Áнтон Марклунд который в этом году совмещает своё участие в WRX, с новыми заводскими гонками AUDI TT Cup.
С первой линии в финале стартовал с поул-позишн победитель предыдущего этапа в немецком Хоккенхайме Маттиас Экстре́м и действующий чемпион мира Петер Сольберг.
Маттиас Экстре́м
Петер Сольберг
На второй линии легенда WRC Себастье́н Лёб и молодой швед Йохан Кристофферссон, который перебрался в ралли из кольцевых гонок.
Себастье́н Лёб
Йохан Кристофферссон
И на третьей стартовой линии приглашённый пилот этапа, местный герой, бельгийская звезда WRC Франсуа Дюваль и молодой швед Áнтон Марклунд.
Франсуа Дюваль
Áнтон Марклунд
С первых секунд старта Маттиас опередил на полкорпуса Петера, который увлёкшись борьбой допустил контакт своего болида с AUDI S1. Этим воспользовался Áнтон Марклунд который сумел с последней стартовой линии по внешнему радиусу первого поворота вырваться на вторую позицию. Однако на втором круге он допустил ошибку пилотирования, его болид развернуло и потеряв драгоценные секунды он пропустил вперёд Себастье́на Лёба и Петера Сольберга. В таком же порядке и финишировала тройка победителей. Пилот заводской команды AUDI в DTM швед Маттиас Экстре́м одержал вторую победу подряд. Себастье́н Лёб показал свой лучший, на данный момент, результат в мировом ралли-кроссе, а Петер Сольберг довольствовался бронзой.
Подиум WRX 2016 Mettet Бельгия
Четвёртый этап чемпионата мира WRX по ралли-кроссу пройдёт на родине этого вида автоспорта на знаменитом английском треке Лидден Хилл.
0 комментариев